С каждым годом всё активнее звучит призыв автопроизводителей применять в двигателях масла с меньшей вязкостью. Но далеко не каждый мотор будет рад им. Чтобы понять, почему эта смазка подходит не для всех автомобилей, необходимо разобраться в том, какие вообще масла называются маловязкими.
В этом поможет распространённая американская классификация SAE, имеющая обозначение SAE ХХW-XX. В данной классификации буквенная часть ХХW указывает на зимние требования к температуре масла и вязкости, обеспечивающие эффективную прокачку масла и проворачиваемость ДВС.
Читайте также: Компания по выкупу автомобилей в Минске
Вязкость тем выше, чем больше численное значение индекса. Таким образом, если продукция имеет индекс 0W16, 0W20, 0W30, то перед нами маловязкое масло. А вот индекс 5W40 или 5W50, указывает на то, что масло относится к полновязким.
Иначе обстоит дело с маслом 5W30, занимающим пограничное положение. У одних производителей оно маловязкое, у других – полновязкое. Чтобы докопаться до истины, необходимо обратить внимание на другой параметр – HTHS. Это динамическая вязкость, которая измеряется миллипаскалях в секунду (мПа/с) при 150˚ С. Показатель ниже 3,5 мПа/с говорит о том, что масло маловязкое, а если показатель выше указанного значения, то это полновязкое масло.
В чём же преимущество маловязких масел и почему их так рекомендуют использовать? Ответ прост: они не только топливоэкономичные, но и способствуют уменьшению износа двигателя. В современных автомобилях зазоры между деталями двигателя небольшие, а маловязкое масло, в отличие от высоковязкого, обладает способностью быстрее поступать в различные части мотора, что обеспечивает надёжную защиту трущихся поверхностей от быстрого изнашивания. Иными словами, энергосбережение увеличивается за счёт понижения потерь на трение.
Но в старых двигателях ситуация диаметрально противоположная. Маловязкие масла оказываются неспособными к созданию прочной плёнки между трущимися парами. Её отсутствие приводит к задирам в цилиндрах и, как следствие, капитальному ремонту двигателя. Итак, если вы владелец машины с экологическим классом «Евро−3», то маловязкие масла – не ваш вариант. Это также касается автомобилей, выпущенных до 2000 года включительно.
Большой пробег – ещё один случай, когда противопоказано маловязкое масло. Однако считать его лучше по моточасам, а не километрам, ведь в условиях городской езды за 50 000 км можно «измотать» двигатель точно так же, как при 100 000 км загородных поездок, поскольку равномерное движение по трассе нагружает мотор значительно меньше.
Не рекомендуется использовать маловязкое масло и в конструктивно старых двигателях, которые по сей день используются в некоторых автомобилях. К таким моторам относится, например, 50-летний нижневальный Small-Block от Chevrolet, который продолжают устанавливать на некоторые современные машины. Ни о какой экономии топлива при использовании в этом случае маловязкого масла в не может быть и речи – двигателю такая смазка только навредит.